14-ЛЕТНЯЯ ГВАНЦА ТАК И НЕ «РАСКОЛОЛАСЬ»

Гванца Купарадзе

Гванца Купарадзе

Дело арестованной по обвинению в попытке умышленного убийства 14-летней Гванцы Купарадзе оказалось резонансным для грузинского правосудия. Несмотря на попытки наших и зарубежных правозащитников, освободить девочку из тюрьмы не удалось. Гванце Купарадзе присудили 10 лет – 5 лет заключения и 5 условно. Уже пятый год она отбывает наказание. В деле, по сей день, имеется масса безответных вопросов и взаимоисключающих обстоятельств, однако суд этого, почему-то, не учитывает. Следствие не обосновывает, как умудрилась 14-летняя девочка двумя острыми предметами ранить своего сверстника, не получив при этом ни малейшего повреждения. Также непонятно, почему для правосудия ученица-отличница в одночасье превратилась в лицо общественно опасное, беспощадную убийцу. Кто заинтересован в заключении Гванцы Купарадзе, и какие новые обстоятельства и нарушения выявлены вокруг данного вопроса? Об этом «Грузия и мир» побеседовала с отцом Гванцы – АЛЕКСАНДРОМ КУПАРАДЗЕ.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, Гванца Купарадзе удовлетворила все критерии, почему комиссия отказала ей в освобождении раньше условного срока?

— Критерии освобождения заключенных раньше срока определяются указом министра по вопросам исполнения наказаний, пробации и юридической помощи. Если арестант характеризуется положительно и удовлетворяет соответствующие критерии, то его досрочное освобождение возможно. Но, почему-то, этого не произошло в случае Гванцы, несмотря на образцовую характеристику и все условия для досрочного освобождения. Она принимала участие во всех мероприятиях, и даже получило право на 4 дополнительных свидания, за хорошее поведение и отличную учебу.

Не знаю, зачем ей зачли минусовой балл за домашние условия. У меня есть супруга, единственная дочь, Гванца, и инвалид 1-ой группы – слепая мать 85 лет. И если это недостаток, то я не знаю…

Оказывается, вежливое поведение в отношении администрации тоже оценивается отрицательно. Поскольку зацепки не нашли, написали, якобы, она не имеет частого контакта с родителями, и, исходя из фактора риска, мы, мол, пишем минус 1 балл. Не понимаю, что это значит. Данные специально сфальсифицировали. По закону, Гванца уже должна была быть свободна, поскольку отбыла две трети срока наказания. Но ее, все равно, не выпустили.

Со стороны представителей власти такой поступок еще понятен, но больше всего меня изумило то, что акт подписан представителем одной из неправительственных организаций, Звиадом Девдариани, который, на вопрос журналиста, даже не смог вспомнить имени моей дочери. Он говорит, что они не собирались и не обсуждали этот вопрос, и что он незнаком с этим делом.

ИМЕННО ЗДЕСЬ Я ОБНАРУЖИЛ СЕРЬЕЗНЫЕ НАРУШЕНИЯ – УКАЗ МИНИСТРА ПРОТИВОРЕЧИТ СТАТЬЕ 42 КОДЕКСА О ЗАКЛЮЧЕНИИ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННОГО ПОРУЧАЕТСЯ МЕСТНОМУ СОВЕТУ. ЧЛЕНЫ ЭТОЙ КОМИССИИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВИЛАМ, НА ОСНОВЕ УСТНОГО СЛУШАНИЯ. А ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТРА, В ОБХОД ЗАКОНА, ПРИСВАИВАЕТ КОМИССИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ, И СОВЕТ МОЖЕТ РАССМОТРЕТЬ ДЕЛО И БЕЗ УСТНОГО СЛУШАНИЯ. ЭТО – СЕРЬЕЗНОЕ НАРУШЕНИЕ И ВОПРОС УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ИБО ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ОНИ ПОДПИСЫВАЮТ ФАЛЬШИВЫЙ ДОКУМЕНТ. МИНИСТР СТАВИТ СЕБЯ ВЫШЕ ЗАКОНА. В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ Я ОБРАЩУСЬ В СУД ДЛЯ ОБЖАЛОВАНИЯ ЭТОЙ ЧАСТИ ПОЛОЖЕНИЯ.- Как Вы думаете, кто заинтересован в заключении Гванцы?

— Они хотели, чтоб Гванца дала показания о том, чего не произошло. 14-летнюю, несовершеннолетнюю, девочку 18 месяцев продержали одну в камере, но не смогли заставить. Она не солгала, и приказ педагогов не говорить правду, чтоб не пострадал престиж школы, не выполнила – все равно, сказала, как все было, мол, Торнике Ткемаладзе не выпал из окна, как говорили вы, а был ранен.

Правительство не может признать собственную ошибку. Если кого-то и оправдывали, то до попадания за решетку, т.к., в случае освобождения из тюрьмы, в связи с незаконным арестом, заключенному положена компенсация, что, конечно же, не устраивает власти.

Согласно версии, распространенной в обществе, в деле фигурирует фамилия председателя парламентской Комиссии по юридическим вопросам, Павла Кублашвили

— Я тоже слышал насчет этого, хотя У МЕНЯ НЕТ ФАКТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ВИНУ, КОНКРЕТНО, КУБЛАШВИЛИ. КОГДА ПАВЕЛ КУБЛАШВИЛИ ВЫШЕЛ И ОБЪЯВИЛ, ЧТО ИЗУЧИЛ ЭТО ДЕЛО И ЧТО ПОТЕРПЕВШЕМУ ТКЕМАЛАДЗЕ НАНЕСЕНО 7 РАНЕНИЙ, СОМНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ПОШЛО ИМЕННО ОТСЮДА, ПОСКОЛЬКУ У ПОТЕРПЕВШЕГО, РЕАЛЬНО, 33 РАНЕНИЯ.

Члены молодежного движения «Ара» («Нет».- Пер.) расследовали это дело и обнаружили, что близкий родственник одного из участников драки – бывший работник СОДа, а ныне сотрудник безопасности, некто Бежиташвили, супруга которого, Нана Бежиташвили, судья, и они дружат с братьями Кублашвили. Члена «Ара», Отара Бекаури, задержали на акции перед министерством, поскольку именно он впервые обвинил Кублашвили.

Участники «Ара» заявляют, что у них имеются фотографии преступников, и если следствие пожелает, они готовы предоставить информацию. Но этот факт не заинтересовал ни правительство, ни следствие.

— Почему Гванца оказалась на месте преступления?

— Гванца случайно стала свидетельницей факта нанесения ранений Торнике Ткемаладзе, в котором участвовали четверо. Я не имею дела с этими преступниками, пусть ими занимается следствие. Моей дочери они не причинили никакого вреда.

Сначала имя Гванцы, вообще, не фигурировало в деле. Согласно существующей версии, ранение Ткемаладзе было связано с ученицей той же школы, Хатией Бедоидзе. Двоюродный брат именно этой девочки был одним из участников потасовки. Ткемаладзе отомстили за то, что он сдал в ломбард телефон Хатии. Однако ее имя вскоре вовсе исчезло из дела.

Обо всем этом хорошо знали два педагога, которые и стерли следы крови.

— Почему стерли? Какова была заинтересованность школьной администрации?

— В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, БЫЛ БЫ ПОСТАЛЕН ВОПРОС ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДИРЕКЦИИ. В ЗАКОНЕ ПРЯМО УКАЗАНО, ЧТО, ЗА ПРЕБЫВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ ПОСТОРОННИХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ДИРЕКЦИЮ. ВАЖЕН БЫЛ ТАКЖЕ МОМЕНТ ПРЕСТИЖА ШКОЛЫ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОИЗОШЛО В ЧАС ДНЯ, А ПОЛИЦИЯ ПРИБЫЛА НА МЕСТО В 8-9 ЧАСОВ ВЕЧЕРА.

— Если Гванца ранила ровесника-мальчика, естественно, что при сопротивлении с его стороны, она также должна была получить легкие повреждения. Кроме того, интересно и то, обнаружены ли следы крови на ее одежде?

— ПРЕДСТАВЬТЕ, ЕСЛИ НАНЕСТИ ЧЕЛОВЕКУ 33 РАНЕНИЯ, ХОТЬ КАПЛЯ КРОВИ, ДА, ПОПАДЕТ НА НАПАДАЮЩЕГО. НА ПЕРВЫЙ ЖЕ ДОПРОС Я ПРИВЕЛ ГВАНЦУ САМ. ТОГДА ЕЕ ДОПРАШИВАЛИ В КАЧЕСТВЕ СВИДЕТЕЛЯ. НА ВТОРОЙ ИЛИ ТРЕТИЙ ДЕНЬ МЕНЯ ЗАСТАВИЛИ ВНОВЬ ЕЕ ПРИВЕСТИ, И ПЫТАЛИСЬ ШПРИЦЕМ НАНЕСТИ НА ЕЕ ОДЕЖДУ БРЫЗГИ КРОВИ.

— Пострадавший, Торнике Ткемаладзе, несколько раз менял показания. Почему он обвинил Гванцу, что он имел против нее?

— В полиции Торнике Ткемаладзе пригрозили и запугали. Он должен был назвать того, кто его ранил, а Гванца — явиться для опознания преступников. Но этот процесс, почему-то, сорвался. Не были соблюдены никакие процессуальные нормы, просто, приходили и просили Гванцу признаться в содеянном.

— Что было названо мотивом совершения преступления?

— В том-то и дело, что такого мотива, вообще, не существует. Кроме того, не существует и очевидца преступления.

— Правда ли, что судья сказала Вам, что, на Вашем месте, убила бы Торнике Ткемаладзе?

— СУДЬЯ, ДАЛИ МЕТРЕВЕЛИ, СКАЗАЛА НАМ: ВЫ – РОДИТЕЛИ ЕДИНСТВЕННОЙ ДОЧЕРИ, И КАК ВЫ ВЫНОСИТЕ ТАКОЕ. ЕСЛИ ВАС ОБВИНЯЮТ, А ВЫ ЧИСТЫ, УБЕЙТЕ! Я БЫ, НА ВАШЕМ МЕСТЕ, УБИЛА! ПРОЦЕСС БЫЛ ЗАКРЫТЫМ, И, КРОМЕ НАС, НА НЕМ НИКТО НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ. ГВАНЦА ОТВЕТИЛА СУДЬЕ, МОЛ, Я УЖЕ СИЖУ ЗДЕСЬ. ВЫ, ЧТО, ХОТИТЕ ПОСАДИТЬ И МОИХ РОДИТЕЛЕЙ?.. НАС ХОТЕЛИ СПРОВОЦИРОВАТЬ.

Четыре года я борюсь законным путем, и так же продолжу в будущем. Пусть Бог отомстит преступникам, а я буду вести законную борьбу, и ничего не уступлю.

— Гванца потребовала проверку на детекторе лжи. Какой ответ она получила?

— Гванца просила проверить на детекторе лжи ее и Торнике, но ей ответили, что детектора у них нет.

— Иск послан в Европейский суд по правам человека. Когда там рассмотрят дело Гванцы Купарадзе?

— Дело Гванцы послано в Евросуд, и когда выяснится правда, 25 человек, некоторые из которых являются представителями власти, окажутся на скамье подсудимых.

Беседовала Шорена Цивкарашвили

15 апреля 2011 года
Грузия и Мир

Facebook comments:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *