Тот, кто писал тезисы выступлений Хиллари Клинтон, прекрасно знает Кавказ. Цветистые, многообещающие, обнадеживающие речи не дали никакого представления о целях визита госсекретаря США. Сначала она прибыла в Баку, где провела переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, затем прилетела в Ереван для встречи с армянским лидером Сержем Саргсяном. Вчера Хиллари Клинтон встретили в Тбилиси. Ничего нового, правда, американский госсекретарь так и не сказала.
Итак, по порядку. На пресс-конференции по итогам переговоров с американским госсекретарем, президент Азербайджана назвал нынешнюю ситуацию вокруг Карабаха «серьезной угрозой» для безопасности страны. Хиллари Клинтон ответила, что достижение мирного решения карабахской проблемы является «важной задачей» внешней политики США. (Напомню, что США являются одним из посредников в переговорах между сторонами, наряду с Россией и Францией. Дипломаты этих стран выполняют роль сопредседателей Минской группы ОБСЕ, занимающейся поиском путей урегулирования конфликта).
Прибыв в Ереван, Клинтон вернулась к обсуждению вопроса о статусе Нагорного Карабаха. «Мы готовы помочь Армении и Азербайджану найти мирное решение карабахской проблемы и провести его в жизнь, — заявила госпожа Клинтон на пресс-конференции в столице Армении, — Мы понимаем, что найти взаимоприемлемое решение будет нелегко, но считаем, что без этого невозможно построить безопасного и благополучного будущего».
В рамках визита в Грузию даже России был сделан реверанс: «В последнее время Россия поддержала новые карательные меры против Ирана. Чем дальше, тем сильнее укрепляется наше сотрудничество в рамках Минской группы и в вопросе Афганистана. Мы пытаемся найти пути решения и прийти к общему знаменателю, но это не значит, что мы согласны с позицией России в каждом вопросе». Далее госпожа Клинтон сказала то, что вроде бы и так хорошо известно: «Мы не согласны с Россией в вопросе Грузии и в том, что на сегодняшний день российские войска присутствуют в Абхазии и Южной Осетии. Я многократно высказывалась по этому поводу».
Итак, ничего нового? А вот здесь, при всём уважении, могу не согласиться. Поездка была подготовлена тщательно. Каждый услыхал то, что хотел. «Весь мир заинтересован в сотрудничестве между Россией и США», — сказала Хиллари Клинтон. Иными словами — успокойтесь, ничего тут не затеваем.
Правда, у её помощника, прозвучала более конкретная фраза: «На Южном Кавказе у Клинтон будет возможность подчеркнуть важность двусторонних отношений США с Азербайджаном, Арменией и Грузией и поддержать усилия по разрешению региональных конфликтов и усилению регионального мира и стабильности»», — сказал перед визитом помощник госсекретаря США Филипп Гордон.
Все понимают, что после августовских событий 2008 года баланс сил на Кавказе изменился. США никак не могут найти повод «зацепиться» в регионе. Места мало — желающих много. Кавказ всегда был регионом столкновения геополитических интересов Турции, Ирана и со времен Ивана Грозного — России. После распада СССР на постсоветском пространстве свою заинтересованность в тюркских субъектах стала показывать Турция. В борьбу за влияние на южные регионы бывшего Советского Союза включился и Иран. А у США появилась возможность практически решить свои проблемы по внедрению военных подразделений США непосредственно у его границ.
Georgia Times
6 июля 2010 года