
В настоящее время в Грузии проживает 300 тысяч китайцев. Эта информация может показаться общественности неубедительной, поскольку китайцы уже не сидят на улицах на каждом шагу, но они начали работать гораздо в более комфортных условиях. И власти им максимально создают тепличную среду.
Насколько нам известно, большинство китайцев-торговцев заняты в Дидубийском торговом центре и «Лило сити».
Мы запросили у Министерства образования информацию о наличии в школах китайских детей, хотя ответа получить не смогли. Зато в Национальном центре экзаменов и оценок нам заявили, что на настоящий момент у них нет студентов-китайцев. Это совершенно не обнадеживает, поскольку через несколько лет ребенок-китаец, который родится и вырастет в Грузии, сдав экзамены в высшее учебное заведение, из страны уже не уедет. Несколько месяцев назад в прессе появилась информация в связи с тем, что, исходя из статистических данных, поступивших из родильных домов, в Тбилиси каждый 10 новорожденный – китаец. Хотя подтвердить мы это не сумели, поскольку в Департаменте статистики на телефонные звонки хронически не отвечают.
Мы обратились к начальнику Управления социальной и демографической статистики в сфере здравоохранения Паате Шавишивли. Двух недель было вполне достаточно для того, чтобы Шавишвили ответил нам, однако по сей день мы находимся в ожидании.
Несмотря на неэффективную работу Департамента статистики, мы сумели выяснить, сколько китайцев проживает сегодня в Грузии, и чем они занимаются.
Начальник Аналитического управления Консульского департамента Министерства иностранных дел Паата Папуашвили заявил, что в последний период в стране отмечался наплыв китайцев, хотя сейчас это уже не так.
Как заявляет Папуашвили, на сегодня в Грузии приблизительно 300 тысяч китайцев, большинство которых, в основном, трудоустроены в ресторанах и барах, хотя их основной деятельностью по-прежнему остаются магазины и торговый бизнес.
Для Министерства иностранных дел эта цифра не является основанием для озабоченности. Там заявляют, что китайцы — народ законопослушный.
«Они хорошо знают гражданские правила, поэтому с их стороны не отмечается никаких нарушений закона», — говорит Папуашвили. А это дает возможность правительству Грузии открывать двери китайцам.
Мы все хорошо помним, как два года назад в Тбилиси был бум китайцев. Они освоили 60-70 процентов коммерческих площадей, грузины ударились в панику, а власти ежемесячно получали щедрые доходы.
Куда делись китайцы? Факт, что мы уже не встречаем их на каждом шагу. Это тоже своего рода тактика — они убрались с глаз и постепенно овладевают нашим имуществом. С бизнесом китайцев в Грузии связан скандал, который был вызван перспективой продажи им 80 гектаров леса.
Насколько известно, тогда этот проект Кахи Бендукидзе — по отчуждению леса на неопределенный срок — был сорван бывшим министром экономики Лашей Жвания.
Именно в то время, когда Лаша Жвания был министром, упразднено долгосрочное лицензирование лесов, и, если бы китайцы получили 80 гектаров лесных площадей, это было бы признано нарушением закона.
Пребывание китайцев в Грузии часто становится поводом для обсуждения и дебатов на различных интернет-сайтах. Из форумов выясняется, что для общественности массовый въезд китайцев является неприемлемым, так как они здесь настолько комфортно себя чувствуют, что даже не думают уезжать.
Тем более, настораживают статистические данные, которые отражают наличие их диаспор в различных странах мира.
Существование их диаспоры для такой маленькой страны, как Грузия, фактически равноценно катастрофе.
Самые больше китайские диаспоры в Малайзии (95,2 млн), Индонезии (5,2 млн), Сингапуре (2,0 млн), Вьетнаме (1,0 млн) и России (5 млн). Просмотрев эту статистику, точно не испытаем никакого удовольствия, поскольку, если проникновение китайцев в страну будет продолжаться такими же темпами, очень скоро их в стране будет больше, чем грузин.
Лиза БЕНДЕЛИАНИ