Элементы расизма или безответственность — в чём обвинить президента Грузии?
„Мы разве негры, что ведем себя как дикари?“ – на днях этот вопрос поставил в прямом эфире президент Грузии во ремя беседы с высокопоставленными чиновниками таможни.

Иракли Какабадзе заявил, что если президент публично не извинится за свои слова, произнесенные 27 июля, они начнут акции протеста
29 июля 2010 года
Софио Навдарашвили 7days.ge
Саакашвили озадачил общественность Грузии

Опасные тенденции расизма, ксенофобии и милитаризма увидели в двух вчерашних изречениях президента Саакашвили неправительственные организации — Центр защиты прав человека и Институт равенства. Заявление президента Саакашвили о том, что Грузия должна готовиться к возможной атаке со стороны России, и что каждое село должно суметь себя защитить, для директора центра защиты прав человека Учи Нануашвили стало лишь доказательством того, что грузинские власти возобновили милитаристскую кампанию.
Нануашвили приводит в пример принятие парламентом 21 июля поправку в законе о резервной службе. После августовской войны резервная служба была отменена. Спустя два года по измененному закону лица до 40 лет должны пройти ежегодную резервную службу в течение 45 дней вместо 18-ти. На сегодняшней пресс-конференции присуствующим напомнили и о военно- патриотическом фильме, который завершался цитатой Гитлера. Телекомпания “Сакартвело”, которая основана на базе Министерства обороны Грузии, показывала этот фильм в июле 2008 года.
“Мы знаем чем закончилась милитаристская кампания, которая шла в течение нескольких лет. Мы получили войну. Cегодня, к сожалению, происходит возрождение милитаризма, и расистские заявления прозвучали неслучайно — это результат политики”, — говорит Уча Нануашвили.
Ираклий Какабадзе, представитель института равенства, уверен, что президент не оговорился, когда сказал, что “мы не негры”.
“Идет пропаганда расистско-милитаристских идей в Грузии. Мы призываем Саакашвили, чтобы он извинился за это выражение и изменил свою политику. Вложил больше денег в образование, в социальные программы, и меньше денег в полицию и военную промышленность”,- сказал Какабадзе.
Философ Заза Пиралишвили отмечает, что такие заявления были свойственны Саакашвили с самого начала политической карьеры, но тогда на это мало кто обращал внимание
“Президент старается быть народным, говорить простым языком, но ставит себя в неловкое положение. Потому что реально такое выражение расчитано не на грузинское общество, а на маргинальное общество. Грузинское общество не заслуживает, чтобы его рассматривали как маргинальное. Это означает, что он теряет чувство реальности”,- говорит Пиралишвили.
Представители грузинского общества больше склонны к тому, что Саакашвили неосознанно оговорился. Хотя они отмечают, что такие выражения непростительны для президента. Эксперт социальной политики Натела Сахокия опасность видит в другом.
“В Грузии насаждается образ врага. Считается, что если в народе будет образ врага, то тем самым общество консолидируется. Такая негативная консолидация никогда не идет на пользу делу. Люди должны объединяться не вокруг врага, а хороших идей. Сейчас у нас образ врага — Россия”,- говорит Сахокия.
Представители власти подчеркивают, что речь идет только о самообороне, ведь российские танки действительно стоят в 40 километрах от Тбилиси.
Несмотря на пропаганду, культуролог Лела Якобишвили уверена, что грузинскому обществу не грозит ксенофобия
“Ксенофобия — очень громко сказано. Обвинить любого грузина в ксенофобии мне кажется чрезмерным”, — говорит Якобишвили.
Сегодня некоторые респонденты отказались от комментариев. В Грузии многие избегают вспоминать 90-ые годы, когда радикальный национализм причинил многим представителям других национальностей в Грузии неизгладимую боль и потери. Но в личных разговорах, вспоминая новейшую историю, приветствовали тенденцию в грузинском обществе, которое в последнее время стало более внимательно и критически оценивать заявления Саакашвили.